Праздники, фестивали, ярмарки мира
Реклама
Карта сайта


Страна
Вид праздника
Интервал дат
от
до
Весь мир
Религиозные праздники
Международные праздники
Профессиональные праздники
Карнавалы
Дни рождения
День города
Значение имени & именины
Народные приметы
События в разные годы
Список праздников
Языческие праздники




24.08.2005 - Максимовская свадьба

 

Максимовская свадьба


Деревня Максимовка, что находится в Тюкалинском районе и сегодня называется "АО Придорожное", раньше имела совсем другое имя: Зайцовка; а и того раньше - Заячьи Лапки. Говорят, в старину здесь водилось великое множество зайцев (и сейчас местные жители не забросили охотничий промысел). Населяют Максимовку ныне чалдоны - старожилы, украинцы, немцы и брянские переселенцы из Сурожского района, пограничного с Белоруссией. Последние переехали в Сибирь в две волны, первая - в конце XIX века, вторая - в шестидесятые годы века XX. Многие переселенцы рубежа веков потеряли связь с российскими родственниками, брянские же - сохранили и в тяжёлое для "рассейских" время переманили их на богатые сибирские земли, где тогда платили за колхозную работу уже деньгами, а не палочками трудодней в бригадирских журналах.

Обе волны, кроме хозяйственного скарба, привезли с собой песни. Но получилось так, что только самые старые жители из ранних переселенцев могли подпевать приехавшей родне на свадьбах. И не оттого, что не знали песен, а потому что пели по-другому: более протяжно, "со спусками и подъёмами". Да и некоторые песни приняли, бытовавшие у сибирских старожилов и украинских переселенцев. Сам свадебный обряд тоже принял ряд заимствований от старожильческих и украинских групп: например, на второй день свадьбы ко многим приходил "клад" - ряженный, на которого надеты были вывернутые шубы, рваное тряпьё, а по всем карманам и углублениям насыпаны мелкие деньги. Такой "клад" надо было изрядно потрясти, чтобы заполучить.

Но в основе своей свадебный обряд остался цельным, и "рассейские" песни его оживили, заставили звучать выше и ярче. Яркость эта, веселье особенно хорошо видны на фоне протяжных и грустных в большинстве своём песен старожильческих, две удивительные по красоте традиции при совмещении только подчеркнули одна другую.

Итак, максимовская свадьба, записанная сотрудниками Городского центра славянского фольклора и этнографии Е. М. Ефремовой и В. Ю. Багринцевой.

Не в одной Максимовке поселились брянские переселенцы из Суражского района. Живут они в Омской области и в Малиновке того же района, и в Оброскино. Наши максимовские певицы очень жалели, что нет с ними Романовой Марии Николаевны из Оброскино (1931 г. р., родилась в д. Далисичи Суражского р-на) и знающей всю свадьбу "по порядку". Мы съездили к ней и были вознаграждены общением с чудесной женщиной и записью прекрасных песенных образцов; съездили повторно и в максимовку весной 1997 года с концертом-вечёркой фольклорного коллектива. Не всех своих певиц мы застали в живых. Ушла в начале 1996-го Бабина Мария Герасимовна 1916 года рождения, в 95-м году передавшая нам уникальные песенные образцы. (В начале 60-х переехала в Сибирь из д. Далисичи Суражского района Брянской области. Родилась в д. Ловче, оттуда вышла замуж в Далисичи). Не стало Петраченко Меланьи Спиридоновны, совсем молодой, 1923 года рождения.

К счастью, живы Шлепнёва Мария Семёновна 1937 г. р., Хортова Нина Васильевна 1929 г. р., Верташова Татьяна Дмитриевна 1919 г. р. и её сестра Короткова Анна Дмитриевна 1915 г. р. Во второй наш приезд мы сделали от них повторные записи свадебных песен, записали хороводные и игровые песни, две сказки.

Низкий им поклон, что хранят традиции своих родителей и готовы передать всё, что сохранили, нам.


Молодые почти всегда были знакомы до свадьбы: на вечёрках зимой играли вместе, летом хороводились, а в колхозное время и вовсе все перемешались. О своём выборе парень говорил родителям, и тогда засылали сватов. Сватать у брянских шли батька, дядька, братья и товарищ. Стучались в дверь, ходили:

- Здравствуйте, люди добрые. Мы тут тёлочку потеряли, ищем. Ти не к вам она забежала? Ти можно к вам хлеб на стол покласть?

Если родители невесты соглашались, то разрешали положить хлеб и пройти за стол. Как высватали - назначают день заручин, где ближайшие родственники жениха и невесты "пропивают" невесту. Когда женихова родня идёт в гости, к девушкиному дому, поют:

А как пойдем на заручаны, 2
А все дворы позакручаны,
А все окна позавешаны.
Два двары да минуючи,
В третий зайдем да послухаем:
А что люди гаворють,
Мою маменьку судють,
Её судють - обговаривають,
Што нявесту збирають.
Нема маей большей сястрицы,
Нема маей да поразницы,
Не с кем раду радеть.

Вариант:

А как пойдем на заручаны, 2
Два дворы да минуючи,
В третий - зайдем да послухаем -
А что люди гаворють,
- Майго папочку судють.
Пивовар ты, мой папочка,
Ай зачем ты пиво варишь?
Ти ты мяне отдавать хочешь?
- Ай, дочушка, моё дитятко,
Рад бы я тябе ня ддавать, -
Да вли дороги мы живём.
А к нам люди заежжають, -
Всё горелки пытають.
А ня так жа горелки, -
А як тябе, - красныя девки!

После заручин (часто в Сибири их уже не устраивали), начиналась предсвадебная неделя. Невеста собирает девок-подружек, и даже совсем небольших девочек приглашает, если они искусны в рукоделиях. Неделю шьют, вяжут, ткут, вышивают, песни поют. Наверное, на этих вечёрках девичьих и вошла в свадебный обряд украинская песня, которую поют просватанной невесте (см."Свадебные песни" 1.Как у сенечках да за дверями). На просватанье пели и брянскую песню:

Мамочка сыночка суряжала,
Новаю шубочку надевала,
Новаю шубочку, чёрнаю шапку:
-Поедем, сыночек, у суглиды.
Посодют, сыночек, за столиком,
Посодют, родненький, за столиком.
Посыплют, сыночек, злато-серебро,
Посыплют, родненький, злато-серебро.
Посодють-и рядом с тобой Валечку.
Не смотри, сыночек, ни на золото,
Не смотри, родненький, ни на серебро, -
А смотри, сыночек, на Валечку.

В субботу девки ближе к вечеру собираются к жениху с подарками: несут бельё, рубашку, веник берёзовый, украшенный лентами - жениха парить. Всё это ему приходится выкупать, правда за символическую цену. Мать жениха приглашает девок за стол, угощает. Будущей свекрови тоже приносят подарки: фартук, платок, наквашонку (вышитый кусок ткани, которым прикрывают тесто в квашне).

Посидят в гостях у жениха - и идут к невесте на девичник. Уже не рукодельничают, - чаи распивают, песни поют.

А тёща зятя на вечерю ждала,
Беленький сахар на блюдо клала,
Прилятев сокол - рассыпав сахар,
Крыликом-периком по столу разбрызгав,
Головка моя щей спобедная,
Как приедеть зять - нечем честувать
Только придится Валечку аддать.

Невеста плачет, но без причитаний. Подружки, которые со дня просватанья называются "подневестницы", ведут её в баню мыться, "девичью волю" смывать. Моют тем мылом, что подарил жених.

Важнейшим свадебным обрядом было изготовление и украшение каравая. Пекли его, как правило, вечером в субботу или утром в воскресенье женщины-соседки и родственницы невесты, перед тем, как вынуть из печи, стучали по ней ухватом. Утром каравай наряжали одновременно с одеванием невесты, - чаще всего этим занимались приглашённые хозяйкой женщины. Пели:

А чия это мати из двора у двор ходить
Й на соседочек просить:
- Ой, соседачки маи, выходитя вы ка мне
Мойго дива глядети, каравай нарядити.

Для украшения каравая заранее готовили верхушку ёлки (само название свадебного деревца у брянских было "елец") высотой около 40 см., очищали её от коры, переворачивали вершиной вниз и навязывали ленточки, цветы, на комель клали красный платок. Такой "елец" втыкали в центр каравая, уже вынутого из печи и остывшего.

Подневестницы в это время наряжали невесту во всё новое. Льняная рубаха вышивалась по рукавам, вороту и нижнему краю "поставки" (нижняя часть рубахи, пришивалась к верхней, "чехлику", шилась из более грубой ткани и должна была вышитым краем "выглядывать" из-под сарафана). Сарафан очень широкий, из трёх-четырёх полос красивой ткани. Поясок поверх него повязывали красный, без узоров. Волосы расчёсывали, перевивали лентой, пели:

Нежарко горит лучина,
Нежалко плача чевчине,
Не разжалила мамочку,
Свойго родного папочку.
- Када захачу - разжалю,
Выплету выплёт з русых кос,
Повешу выплёт на приклёт,
Куды моя мамочка в клеть ходить,
А в клеть идучи -забача,
А с клети йдучи - заплача:
Это моей дочушки выплёты,
Повесила мне на слёзы.

На голову надевали красивый красный платок, сверху - венок из цветов, чаще всего искусственных. Готовили и косу изо льна на продажу жениху, всю её украшали лентами.

У жениха дома в это время собирался свадебный поезд: дружко, поджанишник, дядья, тётки, братья. Всю дорогу поезжане обязательно пели песни:

Не куй, Ванечка, стального ножа,
Стальному ножу на блюде лежать,
Ворону. коню в дорогу бежать.
Мы будем ехать
Бором боровым,
Шляхом столбовым
Бор будя шуметь,
Камення греметь
Золотыя подковки
Побряскаючи,
Люди ночуюти,
Нам слава будя,
Тёща ночуя -
Готуваться будя,
Оля ночуя -
Собираться будя.

А едим, едим - не знаим,
Мы свайго двора пытаим.
Такия - сякия баяры,
А укажитя нам новый дом,
А где будя жить Катя в нём.
Укажитя нам дорогу, где
Где живёт наша подруга,
У воротечках - калина,
Серяди двора - малина,
Выйди, Машенька, княгиня!

См. "Свадебные песни", 11. А едем-едем, не знаем

Пели и сибирскую песню, подъезжая к воротам невестиного дома (см. "Свадебные песни", 14. Нам сказали, что наш Коленька грозён)

Появляется поезд - подневестницы заводят:

Забряцкали чарочки на столе,
Заржали коники на дворе
Погляди-ка моя мамочка, чи не по мяне?
По табе, по табе, дочушка,
Набивай, мамочка, кублы мне.

Жених с поезжанами входят в дом, его встречает тёща с хлебом-солью, за накрытыми столами сидит невеста в окружении подруг, перед ней на столе - льняная коса. Косу эту по традиции надо выкупить - сколько запросят. Продаёт её у брянских белорусов младшая сестра, у украинцев - брат, или - подневестницы. Выкупают потом место рядом с невестой, девки торгуются, не хотят уступать. Продадут - и перед тем, как покинуть столы, споют подруге:

Неправдивая калина,
Не казала правды у лузи,
Казала: цвясти ня буду.
Как пришла пора - зацвела,
Беленький цветок пустила,
Сильны ягодки родила.
Неправдивая Валечка,
Не казала правды матке,
Казала: замуж ня пойду,
Белова лебедя не люблю.
Как пришла пора - так пошла,
Белого лебедя взлюбила.

Иной жених побойчее через стол или под стол - и к невесте. Тут уж девкам поют женщины из поезжан, корят девок:

А девачки з застолья -
Как сучачки з подстолья.

Они и раньше дразнят их, если те сидят молча:

Поднявестницы - птицы,
Сидять, как синицы:
И гарелачки не пьють,
И песен не пають.

За столы садятся жениховы родственники, угощаются и собираются ехать к венцу. Мать девушки с иконой встаёт у порога - благословить молодых. Поют, как выводят невесту:

Ня стой, мамочка,в порози,
А вжо я в тябе в дорозе.
Приступь, мамочка, близенько,
Я уклонюсь низенько,
Коской зямелькой устелю,
Свёкора батькою назову,
Свякровочка - мамочка,
А девярёчки - браточки,
А золовочки - сястрицы,
Красные девочки - кумицы.

Если невеста - сирота, ей поют "сиротскую" песню:

Оё, ти бачишь ты, Божа,
Что сироточка плача,
А йна плача да причитая,
Что й не свой батька здаеть,
Что й не свой батька выдаваеть
Нема маей сястры большия,
Нема маей да порядницы,
Есть кому побить - покарати,
Да некому порадочки дати,
Есть кому на куте сести,
Да некому перадочку вести.

Вариант:

А сироточка плача, она плача да причитая,
Что ня свой батька здаеть,
Не мамочка выдавая, разбирает.
Нема маёй большея сястры,
Нема маей порадницы,
Да не с кем мне порядочки радить.

На улице, садятся в возок, снова поют:

На дворе дождичек громоня,
И Ванька с коником гомоня:
Ой, коня мой, конь вороный,
Ты сподеисся на бягу,
Ты взвязёшь девок пад гору,
Под тую гору крутую,
Под тую церковку святую,
Под тея хрясты золотыя,
Чтоб жили наши молодыя.

Едут - поют в пути:

Неметеная вулица,
Невенчаная девочка,
Бяритя, девочки, веничкы,
Мятитя улицу до конца,
Повядём девочку до венца,
Ти пыталася й у отца,
На что мне пытаться у отца,
Кода мой брахника вслед едет.
Ён мяне под вянец подвядёть,
Русаю касу расплятёть,
По белым плечам раскладеть,
По одному волосу развядёть.

Из-под венца везут молодых под песни: (см. "Свадебные песни", 34. Мамочка моя)

Мамочка моя, да тяперь я не твоя
Того сяго пана, с кем я совенчана,
А того дворянина, с кем ночь говорила.

Мамочка в дачке пытала:
Где ты, дочушка, бывала,
Ти на улице гуляла.
- Была, мамочка, под венцом
А с тым беленьким молодцом,
И з молоденьким Лёнечком.

Дорогу поезду перекрывают односельчане: ставят хлеб-соль и заставляют выкупать угощением, стреляют из ружья в небо, требуя "оплатить" проезд. На дворе у дома жениха под песню молодых встречает хлебом новоиспечённая свекровь:

Выйди, мамачка, пагляди,
Ай, што мы табе привязли
Привязли скрину, пярину,
Щще молодаю княгину.

Все гости входят, рассаживаются за столы, начинается свадебный пир в доме жениха. Ему припевают:

Хоть мой коничек употел,
Дак того я взял, что хотел,
Хоть мой коничек втомився,
Дак того я взял, что любился.

За столами величают молодых песней, перенятой у старожилов:

Захилилися две веточки за ствол,
Закатилося два яблочка за стол,
Рас-по блюдечку каталися,
Словно сахар рассыпалися.
А кому жа ети яблочки?
Королю да королевичу свет-Василию Иванычу
И свет-Татьянушке Димитровне.

После того, как гости выпьют по второй рюмке, начинается "дарованье": сначала молодая одаривает близких родных мужа, ей поют:

Стой не стой, яблонька, раскидайся,
Не сяди, Машенька, промышляйся.
Чем будешь сьвёкорьку даровать.
Есть у мойво таточки конь вороный,
Я й того сьвёкорьку подарую.
Стой не стой, яблонька, раскидайся,
Не сяди, Машенька, промышляйся.
Чем будешь свякорку даровать.
Есть у моей мамочки намёточки,
Я тыя свекровке подарую.

После этого дарят молодожёнов - кто деньгами, кто скотом, тканью, хозяйственными принадлежностями. Дружко в это время режет свадебный каравай, наделяя каждого дарующего куском. Перед тем, как "порушить" украшенный хлеб, его тоже "величают":

Каравай мой малюваный,
А хто ж тябе малювал?
Малювали мяне девачки
Й в новенькай святлицы,
При Катиной сястрицы.

"Величают" и самого дружку:

Дружок каравай режа,
Дружчиха на порог лезя,
С семерыми детями,
Увсе с кошелями.

Достаётся и поджанишнику-свидетелю:

Поджанишничек - сокол,
Ня садися меж вокон,
Там совинай перялёт,
Улетить табе сова в рот.

Поджанищник мёток, запрёгся в ошмёток,
Посадив свою матку, повёз у прокатку!
По дяревне возя, кусок хлеба прося.

Не забывают поющие и молодую родню жениха:

А золовушки-сястрицы,
Разлетайтесть, как синицы,
А девярочки-браточки,
Оставайтесь, как соколочки.

До позднего вечера идёт гулянье, молодые за столом у брянских тоже ели, - потом невесту начинают "разряжать": снимают с головы венок, отдают младшей сестре жениха или подневестнице-свидетельнице, которая тоже присутствует на пиру у жениха. Волосы разбирают на две части, заплетают в косы, укладывают венком на голове и повязывают платок узлом под подбородок. Во время совершения окручивания снова поют:

Косочка моя русая,
Ня день я тябя часала,
Не не няделечку ханувала,
За один вячарок пропила (Вариант: продала),
За одну чарочку полнаю,
За дружиночку ровнаю.

Вскоре после этого молодых уводят спать, в скором времени постепенно расходятся и гости.

Молодой поют после брачной ночи:

- Мамочка родная, вывядь мяне с гаю!
- Дочушка, родная, я-й дороги ня знаю!
Олечка-девочка по гаёчку ходила,
Олечка-девочка а в гаю заблудила.

Утром они вновь спешат в дом жениха на молодухины блины. Раньше такие блины должна была печь с утра сама молодка, но чаще всего ей помогали свекровь, золовки, а то и вовсе обходились без неё.

Гости за каждый блин платили, а затем обсмеивали молодую: кто в середине дырку прокусит и говорит, что у неё все блины рваные, кто золы насыплет и хохочет, что она замарашка. Обижаться на такие насмешки не полагалось.

Ехали с угощением к "сватам" - родителям невесты - поздравлять с хорошей дочерью, - если та была "честной".

Весь понедельник продолжалась свадьба: то устраивали молодым шуточные испытания: например, насыпали на полу мусор вперемешку с деньгами - невеста должна мусор вымести, а деньги собирать в подол, а гуленцы ещё снизу по подолу стукнут - и всё начинай сначала. Испытывали и жениха: вгоняли в чурку молотком серебряный рубль - вытаскивай зубами! Или бумажные деньги по углам, на потолок налепят - доставай!

Мало кто из гуляк успокаивался и на третий день; с утра шли к невесте - лавки мыть, - опять же требовали угощения. Потом отправлялись по дворам тех, кто гулял первые два дня, требовали с них кур и в случае отказа грозились передушить всех, кого поймают. Собранных птиц несли молодой, одну рубили на куриную лапшу и опять гуляли.

Вот такая у брянских переселенцев бывала свадьба. Конечно, к венцу молодых в Сибири уже никто не возил в 60-е - 70-е годы, но песни пели и веселились на славу.

www.ic.omskreg.ru


 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

24.08.2005 - Свадебный обряд
Сегодня мы замечаем в определённых слоях городской и сельской молодёжи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как искусственно созданный обряд регистрации настолько отталкивает своей казённой формой, что молодые и их гости стремятся поскорее пережить его, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы.
Подробнее
24.08.2005 - Свадебные песни на Руси
Свадебные песни были неотьемлемой частью обрядов и выполняли те же функции: магическую, юридическую, эстетическую. Свадебный обряд, где не спели бы традиционных песен, не мог считаться состоявшимся, как и обряд без коллективного гуляния.
Подробнее
24.08.2005 - Частушки про свадьбу

Подробнее



Untitled Document
31 октября - Канун Дня Всех Святых - Хеллоуин
Великая Отечественная Война. Краткая история
Дороги жизни - Дороги Победы
Железные дороги в годы Великой Отечественной Войны
 24 декабря - сочельник (католический)
 День Святого Валентина в Чехии
День девочек в Японии
День города Казани
Карнавал в Базеле
Праздник Крещения Господня
 2006 год - год огненной собаки
гемотест Сдать mar тест недорого у нас.
Этот прекрасный коньяк знаменитого Французского бренда Martell известен очень многим
Главная
Карта сайта
Написать письмо
© 2005—2007 "Праздники МИРА" Все права защищены
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Sebekon IT Solutions — поддержка сайта.
Спонсор сайта: Магазин пиротехники и фейерверков.